Забирова Ирина Викторовна,музыкальный руководитель
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙИспользование здоровьезберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ
Музыкальный руководитель: И.В.Забирова
2018г.
Музыка – помогает сберечь здоровье ребёнка Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы. Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребёнка, не прививают ему любви к окружающим людям, самому себе. А ведь именно в дошкольном возрасте, или периоде первого детства, интенсивно развиваются все органы и системы человека. Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребёнка, подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения. Музыкальное развитие ребёнка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей. На музыкальных занятиях, и в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребёнка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Например, начинать каждое музыкальное занятие с приветственной песни – распевки, дающей позитивный настрой детям на весь день. Слушание музыки и разучивание текстов песен можно перемежать с игровым массажем, самомассажем или с пальчиковой игрой. Перед пением песен занимаемся дыхательной, артикуляционной гимнастикой, оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры лучше сопровождать музыкально – ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных инструментах, танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией. В детском саду можно уделять внимание музыкально – рефлекторному пробуждению детей после дневного сна. Для этого используется тихая, нежная, лёгкая музыка. Кроме того под эту музыку можно провести несколько упражнений, не поднимая с кровати детей. Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача всех ДОУ. Организация в ДОУ музыкальных занятий с использованием новых технологий поможет малышу научиться беречь своё здоровье и заботиться о нём с детства, жить в гармонии с самим собой, со своей семьёй и окружающим миром. Главную роль в музыкальном воспитании детей в детском саду играют музыкальные занятия. На занятиях осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребёнка. Можно использовать такие формы работы с семьёй: совместное посещение концертов и детских музыкальных конкурсов, домашнее музицирование, разучивание и пение детских песен, прослушивание произведений современной и классической музыки, подготовка музыкальных номеров к утреннику в детском саду, изготовление детских музыкальных шумовых инструментов из подручного материала. Огромную роль играет благоприятная эмоциональная атмосфера и домашний уют. Ведь детям так важно понимание близких, их поддержка во всех творческих проявлениях. В нашем детском саду организовывается и проходит фестиваль семейного творчества, а на группах раннего возраста проходят музыкально – ритмические занятия совместно с родителями. С первых дней жизни родители должны заботиться о своём ребёнке, любить и оберегать его от бед и несчастий. Вырастить его здоровым и полезным обществу, помочь найти цель в жизни. Современные методы здоровьесбережения должны присутствовать во всех видах педагогической деятельности. Организация в ДОУ музыкальных занятий с использованием здоровьесберегающих технологий поможет обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого ребёнка. Современные здоровьесберегающие технологии 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья Стретчинг не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы. Ритмопластика не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста. Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка. Динамические паузы во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Подвижные и спортивные игры - как часть занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр. Релаксация. В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Технологии эстетической направленности. Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп. Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса. Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. Гимнастика дыхательная. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. Гимнастика бодрящая. Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ Гимнастика корригирующая. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. Гимнастика ортопедическая. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. Литература: 1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика - программа по ритмической пластике для детей. СПб., 2000. 2. Картушина М.Ю. Забавы для малышей - театрализованные развлечения. М., 2008. 3. Костина Э.П. Камертон - программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. М., 2008 4. Музыкальный руководитель - иллюстрированный методический журнал. М., 2004. 5. Поддубная Е.А. Музыкальные пальчиковые игры. М., 2006. 6. Радынова О.П. Музыкальные шедевры - программа музыкального воспитания. М., 2006. 15 октября 2018 в 14:08
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.